Комментариев: нет

Рейтинг:

Лучший вездеход из России, который поступит в серийное производство уже в 2020 году

Вездеход Русак в снегу

Российские инженеры продолжают брать новые высоты: представлен усовершенствованный гибридный вездеход нового поколения «Русак», который уже сейчас позиционируется как самый проходимый в мире. Такая привилегия обоснована особенностями конструкции спецтранспорта, поставленного сразу на четыре оси, которые зарекомендовали себя гораздо лучше, чем альтернативные магнитные подушки, а также ходовые шагающего и колесно-шагающего типа.

История создания

Но прежде чем приступить к описанию основных технических характеристик новинки, стоит посвятить несколько строк истории создания и воплощения в реальность этого проекта, ведь представленный восьмиколесный вездеход-амфибия является далеко не первым на счету конструкторов.

Так, дебютные модели «Русака» были поставлены на две оси или на гусеницы, отличающиеся на тот момент рекордной проходимостью, а в 2012 году инженерам удалось разработать еще более продвинутую модель вездехода с колесной формулой 4×4.

«Русак-3992» с грузоподъемностью в 800 кг оказался на редкость успешным проектом, продемонстрировавшим целесообразность внедрения всех инновационных технологий. В итоге с небольшим промежутком был выпущен новый вездеход серии, теперь уже 3993-й, авторами которого стали лучшие специалисты Нижегородского ГТУ имени Алексеева и дочернего предприятия Группы КОМ, Завода механических трансмиссий.

Вездеход Рысак на выставке

Позже все эти разработки были использованы в шестилетней государственной целевой программе 2014-2020 года, в рамках которой создавались оптимальные транспортные решения для работы в суровых условиях Крайнего Севера.

Углубляясь в вопрос, стоит отметить, что только в арктической засушливой зоне, относящейся к Российской Федерации, общая площадь которой составляет целых 4,4 миллиона квадратных километров, проживает более 2 миллионов человек, тогда как четверть граждан из примыкающих к ним зон лишены нормального транспортного сообщения и привычного для населенных пунктов асфальтного покрытия.

Не последнюю роль в этом вопросе играют климатические условия, поэтому немудрено, что для полноценной жизни местным жителям просто необходим специальный транспорт, который позволит им беспрепятственно добираться в школы, больницы и на работу вне зависимости от погоды, даже если речь идет об экстремальных ситуациях, не являющихся редкостью для северных регионов.

В итоге после долгих исследований и доработок было установлено, что оптимальным вариантом, пригодным для серийного производства в пределах российских промышленных предприятий, является спецтехника на шинах большого радиуса сверхнизкого давления. На фоне них сильно проигрывают не только магнитные подушки, но и гусеничные и псевдогусеничные конструкции, демонстрирующие на 10-20% более низкую эффективность.

Решили разработчики отказаться и от роторно-винтовых двигателей, ссылаясь на сложность в их управлении, ремонте и обслуживании. Такая же участь постигла и аппараты шагающего типа. Именно так родилась идея создания амфибии с колесной формулой 8×8 и повышенной до 1,5-2,5 тонны грузоподъемностью.

Технические характеристики и проходимость

В основе этой уникальной на сегодняшний день машины была использована конструкция модульно-унифицированного типа и абсолютно безопасные в экологическом плане технологии, прошедшие все необходимые этапы тестирования. В качестве силовой дизельной установки, трансмиссии и четырехдверного кузова, рассчитанного на два внутренних ряда и семь человек, разработчиками была задействована продукция компании Iveco Daily.

Нашлось здесь место и для:

  • автономного отопления Webasto, помогающего сохранить тепло даже в самые лютые морозы;
  • встроенной в бампер оптики;
  • эргономичных ступеней, расположенных с обеих сторон кабины, позволяющих попадать в ее грузовое отделение, выполненное в виде своеобразной бортовой платформы со съемной каркасной конструкцией и раскладывающимся тентом.

Для фиксации основных рабочих узлов и агрегатов была задействована надежная рама-лодка с выходящими из нее кенгуринами, защищающими передний и задний бампер.

В качестве трансмиссии была задействована 6-ступенчатая МКПП, которая прошла полный апргейд, в итоге став роботизированной и лишившись педали сцепления, что только упрощает управление этим нестандартным автомобилем в условиях полного бездорожья, а также при езде по снежной каше и в глубоких сугробах.

Распределяющая крутящий момент раздаточная коробка получила две ступени, механизм дифференциальной блокировки, позволяющий преодолевать наиболее сложные участки пути, и автономный отбор мощности, приводящий в действие двигатель интегрированной в заднюю часть вездехода водометной установки.

Что касается физических параметров, то габаритная ширина авто получилась равной 2,53 метра, тогда как продольное расстояние между его крайними и внутренними колесами составило 4,9 и 2 метра соответственно.

Сами колеса управляемого типа получили диаметр в 1,25 метра, а вместе с ними и способность проворачиваться в противоположном направлении (актуально только для передней и задней оси), делая транспортное средство более маневренным. Есть здесь и позаимствованная у КамАЗа гидроусилительная установка, в значительной мере облегчающая управление.

Скорость следования вездехода будет ограничена, не превысив 50-60 км/ч, что обусловлено использованием шин низкого давления «Авторос», наиболее подходящих для эксплуатации на Севере. Исследования показали, что именно такие колеса способны передвигаться в снежной колее, по насту, каменистому грунту и в болотистой местности, не оказывая на них большого давления.

При этом разместившиеся на борту транспортного средства топливные баки (в количестве двух штук) дают внушительный запас хода, варьирующийся в диапазоне от 650 до 1000 км, тогда как его средний расход окажется довольно внушительным, составив от 22 до 30 литров на каждую пройденную сотню.

Российский вездеход спускается со склона

Способен автомобиль передвигаться и вброд, пересекая до 150 км по воде с течением до 5 км/ч благодаря своим амфибийным качествам, которые, конечно же, не стоит сравнивать с полноценными лодками. В таких условиях максимальный скоростной режим вездехода не должен превышать 10 км/ч. Габариты автомобиля позволят ему передвигаться не только по самым непроходимым участкам, но и на магистралях общего пользования, легко преодолевая уклоны до 30 градусов.

И невзирая на все эти достоинства, новый «Русак» будет стоить почти в 1,5 раза дешевле представленного ранее российского внедорожника «Шаман».

Ожидается, что практическая реализация проекта позволит задействовать вездеход не только для преодоления сложных участков пути, но и для ликвидации последствий стихийных бедствий и обеспечения связи в условиях чрезвычайных ситуаций.

На сегодняшний день образец успешно прошел все испытания в республике Саха и на Чукотке, продемонстрировав блестящие результаты, а это значит, что его массовое производство начнется уже в наступившем году. При этом колесные модели будут выпускаться в Богородске Нижегородской области, тогда как гусеничные «Русаки» станут производить на заводе в Набережных Челнах (Татарстан).

[democracy id="5"]
[democracy id="9"]

Автор: Баранов Виталий Петрович
Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

Добавить комментарий