Комментариев: 8

Рейтинг:

Инвалидки совдепии — как реально на них ездили?

Синяя СМЗ-С3Д для инвалидов

С середины прошлого века на дорогах Советского Союза стали появляться специальные транспортные средства, предназначенные для людей с ограниченными возможностями:

  1. С 1952 по 1958 год в Серпухове начался выпуск мотоколяски С-1Л, которая имела три колеса.
  2. Позднее появилась модель С3А, которая внешне была больше похожа на авто. Такая «инвалидка» имела четыре колеса, открытый кузов и брезентовый верх.

    Именно это транспортное средство засветилось в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», поэтому и получила народное название «Моргуновка».

  3. В 1970 году появилась новая модель СМЗ-С3Д с цельнометаллическим кузовом и мотоциклетным двигателем. Несмотря на непритязательность конструкции, почти полном отсутствии комфорта салона, она стала незаменимой для множества советских инвалидов.

Предназначение и технические характеристики

Несмотря на то, что советская автомобильная промышленность развивалась медленно, без технических прорывов и новых решений, третье поколение мотоколяски из Серпухова существенно отличались от своих предшественников.

Эта модель использовала мотоциклетный силовой агрегат ИЖ Планета 2. Кузов получил цельнометаллическую конструкцию закрытого типа.

Автомобиль СМЗ-С3Д

Пружины передней и задней подвески сменили торсионы с продольными рычагами. Независимую переднюю подвеску объединили с реечным рулевым механизмом. Транспортное средство получило гидравлические тормоза на всех колесах, настоящую автомобильную оптику, 12-вольтовую электрическую систему.

Сохранив концепцию двухместной мотоколяски с четырьмя колесами, модель СМЗ-С3Д стала абсолютно новым техническим решением.

Риски и недостатки

Мотоциклетный силовой агрегат имел воздушное охлаждение, поэтому автомобильная печка внутри салона изначально не была предусмотрена конструкцией. Для передвижения в зимнее время года использовался автономный бензиновый обогреватель, который не отличался надежностью и эффективностью.

Панель управления инвалидки

Двигатель ИЖ-П2 мощностью всего 12 «лошадок» был слабоват даже для маленького транспортного средства весом 500 килограмм. Поэтому «инвалидка», несмотря на свою громкость, была крайне тихоходной и разгонялась очень медленно. Это обстоятельство особенно раздражало других участников дорожного движения, у которых машинка СМЗ-С3Д постоянно путалась под колесами, «разгоняясь» максимум до 50-55 км/час.

Данное транспортное средство в 80-х годах прошлого века стоило 1100 рублей. При этом, только инвалиды первой группы, прошедшие войну, пенсионеры Вооруженных сил с инвалидностью могли рассчитывать на бесплатное получение мотоколяски. Инвалиды третьей группы после ожидания в очереди 5-7 лет могли рассчитывать на приобретение мотоколяски за 220 рублей.

Инвалиды, не имеющие водительских прав, должны были получить специальное удостоверение, которое дает право управлять мотоколяской.

А были ли плюсы

Несмотря на определенные недостатки воздушной системы охлаждения, она имела определенные преимущества по тем временам. В 70-80-е годы в качестве охлаждающей жидкости чаще всего использовалась вода. В холодное время года ее требовалось постоянно сливать и доливать. Мотоциклетный двигатель заводился на холоде довольно легко.

Инвалидка на лесной дороге

С другой стороны, из-за замерзания конденсата внутри бензонасос мог заглохнуть в любой момент. В отличие от кино, на практике большинство инвалидов старшего возраста не рисковали выезжать при морозной погоде.

Еще одним преимуществом инвалидок была их массовость. Темпы производства в Советском Союзе постоянно росли. Всего за период с 1970 до 1997 года было выпущено 230 000 экземпляров мотоколясок СМЗ-С3Д.

Упор делался не на качестве, а на количестве специализированных транспортных средств. Как бы там ни было, эта модель помогла тысячам людей с ограниченными возможностями получить относительную свободу передвижения.

[democracy id="5"]
[democracy id="7"]

Автор: Баранов Виталий Петрович
Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.
8 комментариев
  • На инвалидке мы ездили за грибами в горы в Крыму. Там, где заканчивалась дорога, мы выходили из автомобиля, дружно поднимали его за заднюю часть и разворачивали в другую сторону. Ездили впятером, в тесноте, да не в обиде. Хорошо, что грибов много не бывало, а то бы не увезли.

  • Потешные машины, а ведь они реально работали. Не сравнить с нынешнеми временами. Спасибо автору за работу.

  • У меня другой вопрос-как пассажиры и водитель туда помещались? Кажется, в эти тачки один худой водитель еле влезет.

  • Мало того, что они ездили, а ведь их владельцам даже можно сказать и завидовали! В СССР приобрести машину было сложно и даже такое изделие считалось всё-таки машиной и даже ездило. У нас сосед передвигался на подобной, он был инвалидом войны, без одной ноги и машина ему была необходима. Ну и ездил, не жаловался.

  • Согласитесь, что при использовании инвалидом такая машинка удобнее, чем мотоцикл с коляской.

  • Тут вспоминается бессмертное, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Я помню эти «инвалидки». Они реально ездили!

  • В советское время т.н. инвалидки были единственной возможностью выехать инвалиду за пределы города…

  • У соседа была такая машинка. Между прочим многие ему завидовали. Я малая еще была, но очень хорошо помню это транспортное средство. Оно реально ездило!

Добавить комментарий