Рейтинг:
Кто прав, кто виноват: ДТП с обочечником

К сожалению, пробки на наших дорогах – не редкость, и не у всех хватает нервов тянуться в потоке несколько часов. Следовательно, кто-то пытается схитрить и проехать быстрее по краю дороги, что в итоге может привести к аварии. Разбор такого ДТП может стать спорным.
Суть проблемы при ДТП с обочечниками
Сложность проблемы заключается в том, что при аварии обочечники могут быть признаны сотрудниками ГИБДД правыми, поскольку, согласно правилам, нужно убедиться в безопасности движения и предоставить приоритет помехе справа.
Однако вместе с тем согласно части 1 ст.12.15 КоАП ход по обочине запрещен и карается штрафом в 1500 рублей, поэтому никто не должен предоставлять им приоритет и пропускать.

Суд в 2018 г.
Два года назад в Подмосковье произошла авария, суть которой заключалась в том, что столкнулись Hyundai Solaris и Mitsubishi Lancer. Первое авто спокойно ехало в своем ряду крайней правой полосы в пробке, а второе – по обочине. В какой-то момент первое начало съезжать направо на прилегающую дорогу и в этот момент в него въехала вторая машина.
Hyundai Solaris после аварии очень сильно пострадал, а приехавшие инспектора указали в протоколе, что виновными были оба автомобилиста. Поскольку первый не убедился в том, что его маневр был безопасен, а второй – ехал по обочине. Мировой судья также признал вину водителя Hyundai Solaris, так как «при перестроении он обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения».
Собственника Hyundai Solaris такое решение суда не удовлетворило, поскольку это грозило минимальными выплатами со стороны страховой компании да и действовал он по всем правилам, не ожидая помехи там, где ее быть не могло. Водитель обратился в Мытищинский городской суд Московской области, который в итоге отменил решение мирового судьи. Было постановлено, что виновником является исключительно транспортное средство Mitsubishi Lancer, потому что оно ехало по обочине, что вообще запрещено правилами дорожного движения и, следовательно, Hyundai Solaris не должен был его пропускать.

Что изменилось в 2019 г.
25 июня 2019 года Пленум Верховного Суда РФ № 20 постановил, что в случаях ДТП, связанных с нарушениями из части 2 статьи 12.13 и части 3 статьи 12.14 КоАП, которые предусматривают наказание за непредоставление приоритета при проезде перекрестков и маневрировании, эти водители являются невиновными.
Поскольку если водитель машины едет по траектории, движение по которой запрещено правилами (например, обочина), то этот автомобилист не имеет никаких привилегий и ему не обязаны уступать дорогу даже как помехе справа.
Наши действия в спорной ситуации
По сути действия водителей не изменились:
- Главное при фиксации аварии отметить на схеме и в объяснениях, что второй автомобилист ехал по траектории, которая является запрещенной правилами дорожного движения.
- И обязательно необходимо делать ссылку на новое постановление, которое очень четко все разъяснило.

Помните, что движение по обочине запрещено правилами дорожного движения, но это не может вас уберечь от столкновения с водителями, которые пренебрегают этим пунктом и пытаются всех объехать побыстрее. Поэтому необходимо быть очень внимательным на дороге, особенно в пробках, когда некоторые автомобилисты пытаются воспользоваться положением. Так как даже будучи невиновным, вам придется ремонтировать свое авто.
Да с этими обочечниками вечно какие-то проблемы. Уже не раз у меня из-за них возникали аварийные ситуации. ПДД не учат по ходу.
Я здесь вообще не вижу никакой проблемы — если ПДД запрещают движение по обочине, то «обочечник» всегда виноват! О каком приоритете для него может идти речь? В любом дтп в котором так или иначе задействован водитель «с обочины» он и виноват, зачем же что-то усложнять?
Обочина для остановки, а не для передвижения хитропопых. Тут и обсуждать нечего. Едешь по ней — уже виноват.