Рейтинг:
Грунтовка для авто и ее роль в ремонте
Грунтование является основой для нанесения лакокрасочного покрытия. Именно от грунта зависит долговечность, прочность, качество и эстетическая привлекательность наружного декоративного слоя. Правильно подготовленный базис защищает от ржавчины, обеспечивает прочное сцепление краски с металлом, частично выравнивает поверхность кузова, скрывая места перехода шпатлевки в железо.
Чтобы решить эти комплексные задачи, важно придерживаться технологии. Вначале следует подготовить поверхность, затем нанести первичный, вторичный слой грунта и правильно их высушить.
Виды и характеристики грунта
На современном рынке автомобильной химии представлено широкое многообразие грунтовок. По назначению их можно разделить на две большие группы: первичные и вторичные.
Первичные грунты (праймеры) называют травящими, антикоррозионными, адгезионными. Их наносят на открытые участки металла, шпатлевку, области, наиболее подверженные коррозионным процессам. Они образуют фундамент, на котором строится вся многослойная архитектура декоративной защиты кузова автомобиля. Поэтому важнейшим качеством данных материалов является обеспечение качественного «сцепления» между собой основных слоев. Кроме того, одна из основных задач автомобильных грунтовок этой группы – предотвращение образования ржавчины.
Наиболее оптимальным сочетанием этих свойств отличаются кислотосодержащие разновидности, которые бывают однородными и двухкомпонентными. Данные праймеры характеризуются отличной адгезией к различным кузовным металлам. Они быстро сохнут, надежно защищают от коррозии, образуя на поверхности кузова пленку из нерастворимых фосфатов. Кроме того, «кислотники» агрессивно взаимодействуют с железом на молекулярном уровне, преобразовывая ржавчину и формируя прочное соединение с кузовом.
Вторичные грунты (филлеры) называются наполнителями или выравнивателями. Их задача – заполнять неровности на ремонтируемых поверхностях. Кроме того, эти материалы изолируют основание кузова от агрессивных растворителей, входящих в состав автомобильных эмалей. Филлеры также характеризуются хорошей адгезией со всеми материалами.
Правила нанесения
Грунтование кузова авто нужно проводить в строгом соответствии с технологией, придерживаясь следующей последовательности.
Подготовка
Перед началом работ следует тщательно подготовить рабочую зону, зачистить металл от грязи и ржавчины, зашпатлевать неровности, затереть и обезжирить поверхность. Используя малярную ленту или специальную пленку, закрыть стекла, ручки и другие части кузова от попадания агрессивных компонентов грунта.
При этом нужно избегать оклеивания кузовных элементов непосредственно вблизи зоны ремонта, поскольку в таком случае возможно образование «ступенек». Напоследок рекомендуется обдуть все сжатым воздухом.
Первичный
Праймеры характеризуются жидкой консистенцией, поэтому для их нанесения следует использовать краскопульты с диаметром дюза 1,3-1,6 мм.
Первый слой нельзя наносить слишком обильно, поскольку избыточное количество агрессивного растворителя может повредить поверхность кузова, привести к появлению дефектов покраски. С другой стороны, слой основания не должен быть слишком сухим, поскольку в таком случае существует опасность попадания воздуха с дальнейшим вздутием последующих слоев.
В идеале вначале должен быть нанесен тонкий слой, равномерно покрывающий всю поверхность без малейших промежутков. После просушки наносится еще 1-2 «мокрых» слоя. Общая толщина не должна превышать 15 мкм, то есть, антикоррозионный слой не просвечивает при визуальном осмотре.
Вторичный
Для распыления филлеров подойдет краскопульт с дюзами размером 1,6-2 мм. При работе с ними особое внимание следует уделять общей толщине этой разновидности грунта, отдельных его слоев.
Если межслойная выдержка будет недостаточной, а наполнение слишком толстым, то возникнет проблема с усадкой материала и его затвердением. Нанесение краски на такую основу не будет сопровождаться хорошей адгезией, а может вызвать ее сжатие и вздутие, поскольку в таких случаях поверхностная пленка лакокрасочных материалов образуется быстрее на фоне испарения растворителей грунтовки.
Сушка
Праймеры и филлеры после нанесения можно сушить при комнатной температуре. В таком случае придется ждать от 3 до 12 часов до момента, когда можно будет приступать к их шлифовке перед покраской.
Использование современных технологий значительно ускоряет процесс. Например, внутри камеры с температурой +60 градусов по Цельсию грунтовка высыхает за 20-30 минут, под инфракрасными лучами – за 15-20 минут. Важно размещать лампу на расстоянии не менее 70 см.
Таким образом, правильная грунтовка выполняет важную роль для защиты кузова от коррозии, создания качественного эстетически привлекательного лакокрасочного покрытия. Главное при выполнении работ – придерживаться рекомендаций по технике нанесения, общей толщине, количеству слоев, времени межслойной и общей сушки.