Рейтинг:
Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками
Споттер — необходимая техника для человека, работа которого связана с ремонтом авто и, в частности, устранением с их поверхности вмятин. Дело в том, что именно такая техника помогает при кузовной рихтовке авто в местах, где затруднен доступ изнутри, позволяя выравнивать поверхность снаружи.
Визуально устройство представляет собой изделие, состоящее из коробки, пистолета или стаддера, проводов, а также электрода. Коробка содержит в себе всю систему аппарата сварки.
Принцип действия аппарата состоит в следующем: на деформированную поверхность авто приваривается крепеж, к которому, в свою очередь, прикрепляется споттер. Деформация вытягивается, и поверхность приобретает первозданный вид при помощи работы дополнительного механизма или вручную. Как обычный, так и самодельный, споттер позволяет сэкономить ваше время, обеспечит легкую и безопасную работу, а также отсутствие рисков нанесения ущерба. Весь процесс сварки продолжается не больше нескольких секунд, что позволяет сохранить целостность кузова.
Если вы обращали внимание на расценки споттеров в магазинах, то наверняка расстроились. За самую простую модель с минимумом функционала просят чуть ли не месячную зарплату. Однако существует способ изготовить споттер своими руками. Для этого вам понадобятся комплектующие от старой бытовой техники и сравнительно недорогие детали, а также грамотная и простая схема. Навыки работы с электроникой, вопреки распространенному мнению, необязательны.
Устройство споттера
Существует немало схем, на которых показано, как сделать споттер. Вот одна из них:
Устройство самого простого споттера, составленного из сварочного прибора, таково:
- трансформатор для сварки;
- тиристор, предназначенный для работы с напряжением 200 В;
- привод на 12 В. В качестве него можно использовать трансформатор от некоторых видов старой техники;
- реле 30 А;
- диодный мост;
- кнопка (к ней особые требования не выдвигаются);
- контактор на 220 В.
Прежде чем начать изготовление споттера, обезопасьте себя от вероятного удара током — положите под ноги коврик из резины, а также соблюдайте правила техники безопасности при работе с электроприборами.
Сварочный аппарат – отличная основа для самостоятельно сделанного рихтовочного приспособления.
Для вашего будущего устройства для точечной сварки важно, чтобы на выходе у техники была сила тока от 1500 А. Принцип работы по сборке следующий:
- снимите с техники вторичный слой;
- посчитайте, сколько требуется витков на 1 В. Для этого вам понадобится обвернуть проволоку из меди на первичную обмотку. После этого замерьте количество вольт, а полученные данные поделите на количество проволочных витков. Так вы получите количество необходимых витков на 1 В напряжения;
- соорудите шину из вторичной обмотки техники. Сечение шины должно быть больше или равно 16 мм, а напряжение – 6 В. Если у вас получилось сечение с меньшим диаметром, поделите его на составные части, а затем скрепите при помощи скотча;
- вам потребуется 2 шины, на которых будет находиться изоляционная обмотка. Проводите изоляцию последовательно: наносите слой изоленты, после — скотча, а потом — снова изоленты;
- шины, которые получились у вас в процессе работы, намотайте на трансформатор. Для этого вы можете воспользоваться дополнительным инструментарием или прибегнуть к посторонней помощи. Необязательно плотно скреплять первичную обмотку с трансформатором — достаточно ровной посадки шины;
- измерьте мощность: если она соответствует нужным параметрам, вы уже почти закончили делать споттер своими руками. Если мощность не достигает нормы, измените подключение проводов к первичной обмотке.
Далее вам потребуется изготовить сварочный пистолет. Основой для него может стать сварочный полуавтомат, однако он требует изготовления для него дополнительных крепежей к рихтовочному прибору. Внутри сварочного полуавтомата фиксируется латунная ось (М10).
Для клещей сойдет обычная труба с размерами 20х20 мм. Проводник, при помощи которого соединяется пистолет с трансформатором, обязан быть снабженным сечением, равным или большим сечения шины. Чем короче и толще у вашего прибора будут провода, тем эффективнее он будет работать.
Из чего еще делаются споттеры
Помимо сварочного автомата для рихтования авто и полуавтомата, для понижения затрат на сборку изделия некоторые мастера пытаются сделать споттер своими руками из:
- трансформатора, стоящего в микроволновой печи. Считается, что меньший размер сечения на приборе снижает количество рабочего тока, делая прибор не таким эффективным и быстрым;
- инвертора;
- аккумулятора от авто. Здесь главное — не забывать заряжать аккумулятор до и после использования.
Особенности эксплуатации
Самодельная техника позволит вам качественно восстанавливать вмятины на авто в течение нескольких минут без необходимости перекрашивать кузов.
Существует несколько особенностей эксплуатации сварочного прибора:
- Все время контролируйте, какова работоспособность каждой составляющей прибора. К сожалению, во время эксплуатации нередко случается разрыв проводки, а также перегревание прибора.
- Проводите самостоятельную диагностику либо обращайтесь к специалистам. Сегодня существует достаточно мастеров, ремонтирующих споттеры для авто любого типа, даже самодельные.
- При сборке учитывайте, что размер сечения алюминиевых проводов должен составлять 2 мм2, а медных — в 2 раза меньше.
- Изолируйте вторичную обмотку лаковой ткани или парафинированной бумагой.
- Для удобства эксплуатации выведите все элементы управления на лицевую панель, а для управления сделайте корпус вашего прибора.
- Предусмотрите, где будут располагаться точки для проводов работы и заземления. Не допускайте длины проводов 2,5 м и больше — это негативно скажется на функционировании прибора.
Отличная штука, советую всем, кто в хороших отношениях с соседями по гаражу. Можно сделать в складчину на 4-5 человек, или вообще на толпу. Собирается элементарно, при наличии хотя бы небольшого опыта работы с электричеством. Сэкономит кучу времени и денег, слышал ещё,что можно сделать споттер своими руками из микроволновки, но мне кажется сварочный аппарат больше подходит. Только советую начинать эксперименты с машин попроще, работа с инструментом требует практики.
Схема довольно простая, но для чайника (для меня) — что за РВ1 стоит в схеме? Почему контакты РВ1.1 нормально замкнутые, а все остальные контакты реле и пускателя нормально разомкнутые. При нажатии на кнопку контакты РВ1.1 размыкаются одновременно с замыканием остальных контактов и у меня схема не работает. На месте РВ у меня стоит обычное реле с нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами.
«соорудите шину из вторичной обмотки техники. Сечение шины должно быть больше или равно 160 мм, а напряжение – 6 В. Если у вас получилось сечение с меньшим диаметром, поделите его на составные части, а затем скрепите при помощи скотча» я конечно дико извиняюсь, может что и не понял, но сечение не толстовато в 16 см????????
Спасибо, внесли правку.