Комментариев: нет

Рейтинг:

Поставка автомобилей из Японии в лихие 90-е. Чем закончилась опасная торговля?

Машины свалены друг на друга

Перегон зарубежных автомобилей на территорию Российской Федерации до сих пор пользуется большим спросом, пусть, речь и не идет о былых масштабах, поскольку рынок перенасыщен б/у авто, купленными у официальных дилеров. И сегодня стоит выделить два основных канала поставки – европейский и японский, каждый из которых имеет свои риски, преимущества и недостатки.

Особенности поставок «японцев» в 90-е

Привлекательность подержанных авто с иностранных рынков обусловлена несколькими факторами, и чаще всего речь идет о перспективе приобретения чистого «японца» или «немца» по более чем доступной цене. Что касается направлений завоза, то их выбор носил исключительно региональный характер, ведь вполне объяснимо, почему на западную территорию РФ до Урала выгоднее возить европейские машины, тогда как на восток идет легальный и нелегальный японский экспорт.

Основа нелегального бизнеса

В Приморье еще в 70-е начали пригонять автомобили из Японии, тогда как в 90-е с их тотальным безденежьем этот бизнес вышел на принципиально новый уровень, позволяя нелегалам зарабатывать на одной только перегоняемой единице от 3 до 6 тыс. зеленых.

Конечно же, прежде чем получать такие прибыли, позволяющие уже через год покупать трехкомнатные квартиры в престижных районах российской столицы, местным дельцам приходилось набивать немало шишек:

  1. Так, например, первые дельцы столкнулись с тем, что купленные прямо в порту мини-партии авто имели серьезные проблемы с документами, продолжая оставаться собственностью продававших их моряков даже после совершения сделки.
  2. Кроме того, начинающих бизнесменов ждал еще один неприятный сюрприз, который заключался в высокой стоимости машин со вторички, продававшихся с аукциона в неплохом состоянии.
  3. Ситуацию сильно усугубляли так называемые отстойники – отдельная площадка, где накапливался всякий неликвид, никак не уходящий с молотка даже за самую небольшую цену. Опасность заключалась в том, что даже идеальное внешне авто из отстойника могло иметь серьезнейшую техническую проблему, неподдающуюся решению даже при помощи самых опытных мастеров.
  4. И конечно же, перевозка по одной машине с островов не позволяла окупать транспортные и другие расходы, в результате чего дельцам приходилось находить посреднические фирмы, позволяющие по относительно честным схемам приобретать товар в удовлетворительном состоянии, который можно было доводить до ума прямо на борту теплохода, параллельно приводя в порядок документы (да, да, даже иероглифы приходилось подделывать).

Погрузка машины, черно-белое фото

Две схемы купли-продажи

На тот момент существовало две универсальные схемы купли-продажи:

  1. Первая предполагала перегон конкретного авто с пробегом под заказ. Удивительно, но эта задача была одной из самых сложных, поскольку не всегда получалось найти определенную машину для привередливого заказчика. Дошло дело до того, что перекупщики начали использовать интернет, в подробностях описывая все существующие дефекты найденного транспорта, чтобы избежать отказа от его приобретения после транспортировки в Россию.
  2. Вторая схема была более популярной, несмотря на то, что на этот раз, выбирая автомобили, продавцы действовали интуитивно, четко зная спрос на родном рынке. В итоге такие машинки разлетались на ура даже с легендарного «Зеленого угла» во Владивостоке, принося продавцам баснословные барыши.

Цены на Тойоту и Ниссан

Объемы экспорта в Россию в 90-е

Объемы продаж подержанных праворульных авто были разными, напрямую завися от размеров таможенных пошлин и условий провоза. Стоит отметить, что в 90-е эти цифры доходили до 150 тыс. единиц в год, тогда как в нулевые количество перевозимых из Японии машин достигало уже 200 тыс. Постепенно продажи перевалили за полмиллиона экземпляров в год.

Но все накрылось медным тазом после того, как грянул мировой кризис, повлекший за собой обвал национальных валют.

Большой уличный авторынок

Опасности и риски

Как и в любом другом бизнесе, помимо внушительных доходов дельцы постоянно подвергались огромному риску. К примеру, многие начинающие попадались на удочку арабских перекупщиков, выкупая у них целые партии авто с отстойников по аукционной цене. Бывало и такое, что осознание собственной оплошности не только не останавливало перекупа от дальнейшей продажи откровенного неликвида по завышенной цене, но и наоборот, заставляло применять максимум усилий, чтобы найти нового дурака в этой цепочке «Купи-продай».

Но особенно тяжко приходилось тем, кто транспортировал автомобили в удаленные регионы, к чему пришлось прибегать после окончательного перенасыщения приморского вторичного авторынка.

Так, помимо оплаты дорогостоящей транспортировки, многочасовой проверки российскими таможенниками, из-за которой в холодное время аккумуляторы многих авто приходили в окончательную негодность, продавцам доводилось сталкиваться с беспричинным вандализмом, ведь хулиганью ничего не стоило поцарапать авто через сетку или даже вырвать « с мясом» боковые зеркала с помощью специальной петли.

Поезд и заснеженные рельсы

Крушение бизнеса

Однако все эти неприятности не заставили бизнесменов свернуться, поскольку доходы текли рекой, с лихвой покрывая даже непредвиденные расходы. Первый удар по бизнесу нанес кризис 1998 года, повлекший за собой дефолт, гиперинфляцию и обесценивание рубля. Уже через 10 лет грянул мировой кризис, что также не лучшим образом сказалось на полностью восстановившейся торговле. Затем начались внутренние проблемы уже у японского автопрома, рванула Фукусима… Однако в окончательный нокаут перегонку японских авто отправили новые правила их таможенного ввоза на территорию РФ.

Погрузка автомобилей в порту

Конечно же, перекупщики умудрились подстроиться и под эти условия, ввозя домой наполовину разобранные и даже распиленные машины под видом запчастей. Но, похоже, и эта музыка не будет долгой, поскольку сегодня у российских автолюбителей уже нет такой потребности в японских машинах с пробегом, которым еще в 90-е была посвящена целая ода под названием «Правый руль».

[democracy id="4"]
[democracy id="7"]

Автор: Баранов Виталий Петрович
Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

Добавить комментарий