Рейтинг:
Как работает пневмоподвеска автомобиля
В конструкции грузовой и специальной техники уже довольно продолжительный период времени используется пневмоподвеска, которая обеспечивает комфорт при передвижении и транспортировке даже самых тяжелых грузов. Однако последние десять лет такая конструкция подвески стала активно применяться и на гражданских транспортных средствах. Теперь пневмоподвеска может с успехом использоваться не только на мощном внедорожнике, но и на мотоцикле со средним объемом двигателя.
Функциональные особенности пневматической подвески
Конструкция пневмоподвески постоянно совершенствуется. Ходовая часть любого транспортного средства предназначена для того, чтобы обеспечить безопасность и комфорт во время движения, поэтому очень важно поддерживать ее в исправном состоянии. Элементы пружинно-амортизаторной подвески выполняют лишь функцию гашения колебаний кузова при езде по неровностям. Однако с резким изменением скорости либо траектории движения детали не всегда успевают вовремя отреагировать на это, поскольку пружинно-амортизаторная подвеска «запрограммирована» на определенные действия, которые выполняются некорректно при изменении этих параметров во время перемещения транспортного средства.
В конструкцию пневмоподвески входят специальные пневматические рессоры, которые выполнены в виде подушек из прочного пластичного материала (например, резины) и накачаны воздухом. Таким образом, происходит имитация работы пружин, которые гасят колебания кузова автомобиля во время движения по неровностям. Только осуществляется эта работа намного мягче.
Пневматическая подвеска в сборе представлена различными элементами, такими как датчики, система управления, компрессор, благодаря чему этот тип подвески значительно выигрывает у остальных. Помимо этого, пневмоподвеска мгновенно адаптируется к изменению любой ситуации во время движения, быстро и легко настраивается, что позволяет обеспечить высокий уровень комфорта и безопасности водителя и пассажиров, находящихся в автомобиле.
Элементы, обеспечивающие работу пневматической подвески
Первые конструкции подвески не отличались высокой технологичностью и имели простой принцип функционирования. Стандартные пружины попросту были исключены из устройства, а их место заняли наполненные воздухом пластичные подушки. При этом необходимая величина давления в них создавалась при помощи подключаемого насоса. Только после проведения нескольких модернизаций подвески в ее конструкции появился штатный компрессор и другие элементы, которые значительно усложнили ее устройство, но повысили комфорт и безопасность движения.
Современные пневматические подвески в зависимости от того, для какого типа транспортного средства и каким производителем они изготовлены, могут немного отличаться конструкцией и количеством рабочих элементов. В основном это делается для облегчения их установки и эксплуатации.
В качестве основного материала при производстве пневмоподушек используется специальная резиново-полиуретановая смесь, что обеспечивает высокую механическую прочность этим элементам, отличную пружинистость и стойкость к химическим веществам, содержащимся в талых водах после зимы.
Различают следующие варианты исполнения конструкции подушек:
- Конические втулки.
- Гибкий мешок в форме песочных часов, внутри которого располагается двойная спираль.
- Роликовые втулки.
В конструкцию практически всех современных пневматических подвесок уже включен штатный компрессор, благодаря которому существует возможность восполнить необходимое для корректной работы подвески количество воздуха в подушках. Он может быть смонтирован в багажном отсеке либо на раме автомобиля, и дополнительно укомплектован осушителем.
Для чего нужен осушитель? Все дело в том, что пневмокомпрессор забирает окружающий воздух, в котором может присутствовать множество частиц влаги (например, во время дождя). Именно влага может спровоцировать выход из строя большинства деталей в замкнутой системе пневматической подвески. Чтобы этого не случилось, применяется осушитель.
Элементы пневматической подвески
Воздушный компрессор
Пневмоподвеска простой конструкции имеет небольшой штатный компрессор, который предназначается для подкачивания подушек в случае необходимости. В более сложных системах помимо компрессора содержится специальный накопитель воздуха. Управляться эти устройства могут в ручном, автоматическом или комбинированном режимах.
Пневматические магистрали, клапаны и соленоиды
Именно эти элементы обеспечивают работу пневматической подвески. Магистрали поддерживают постоянную взаимосвязь между всеми потребителями воздуха пневмоподвески. Магистральные линии могут быть выполнены из любого прочного материала, но чаще всего они изготавливаются из сплавов полиуретана и резины.
Благодаря клапанной системе в пневомподвеске осуществляется управление ее элементами, поскольку они отвечают за движение потоков воздуха между всеми потребителями. Первые воздушные подвески имели двунаправленную систему, то есть, расположенные с параллельных сторон подушки соединялись общей магистралью, и при перепаде давления в одной из них, оно направлялось в другую, заставляя ее увеличиваться в размерах. Естественно, подобные действия вызывают серьезный крен кузова транспортного средства (причем оно может даже опрокинуться). Таким образом, не всегда обеспечивается корректное функционирование воздушных подушек. Однако современные конструкции пневматических систем оборудованы специальными клапанами, при помощи которых осуществляется эффективное управление воздушными потоками, что значительно повышает управляемость автомобиля.
Соленоиды представляют отдельные части системы электронного управления пневмоподушками, которые позволяют изменять их жесткость в зависимости от условий движения. Блок управления постоянно анализируют информацию с различных датчиков, управляя, таким образом, соленоидами подвески, заставляя их открываться либо закрываться, регулируя оптимальный объем воздуха внутри подушек.
Электронный блок
Работа всех составляющих элементов воздушной подвески управляется при помощи электронного блока. В зависимости от конструкционных особенностей подвески ее управление может попросту заключаться в наполнении подушек воздухом, а может осуществляться по более сложному программному циклу (постоянный мониторинг давления пневматических подушек, и его изменение в зависимости от условий движения транспортного средства). Это возможно за счет постоянного опроса различных датчиков, например, датчика величины клиренса авто.
Все последние модернизации воздушной подвески касаются именно ее электронных систем управления, что позволяет добиться ее высокой производительности, обеспечить комфорт и безопасность во время движения.